Информатика и вычислительная техника

       

Основные черты и характерные особенности информационного общества


Результатом процесса информатизации, как уже было отмечено, является создание информационного общества. Главной движущей силой развития такого общества становится создание и потребление информационных ресурсов, продуктов и ценностей. В этом заключается фундаментальное отличие информационного общества от традиционного индустриального, главной особенностью которого является производство и потребление материальных ресурсов.

По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе "производятся и потребляются" интеллект, знания; главным предметом накопления становятся знания и другая полезная информация. Самым ценным стратегическим ресурсом становятся люди - носители знаний и лучшие передатчики технологической информации.

В информационном обществе кардинально меняется сам характер производственных процессов, повышается наукоемкость этих процессов, резко снижается материалоемкость и энергоемкость производства. Эффективность производственно - технологических процессов определяется не столько количеством переработанного вещества и энергии, сколько объемом овеществленной информации и созданием благоприятных условий для ее получения.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий. Главной формой развития общества становится информационная экономика.

Эффективность реализации информационной экономики в значительной мере определяется точностью, своевременностью и обоснованностью

35

управленческих решений, принимаемых на различных уровнях сложной экономической иерархии.

Резко возрастает скорость протекания экономических процессов. Этому способствует разветвленная система накопителей информации и средств ее доставки в нужные пункты и в нужное время. Производство сравнительно быстро адаптируется к индивидуальным нуждам потребителей, экономически оправданным становится мелкосерийное и индивидуальное производство.


В информационной экономике процессы интеграции становятся доминирующими подобно тому, как процессы концентрации доминируют в индустриальной экономике. Возрастает значение горизонтальных информационных связей во всех сферах общественной деятельности, повышается взаимозависимость сфер производства и потребления.

В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость интеллектуальных, духовных ценностей по отношению к материальным. От человека потребуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. В информационном обществе большинство работающих будет занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Информационные технологии в таком обществе приобретают глобальный характер, охватывая все сферы деятельности человека; формируется информационное единство всей человеческой цивилизации. С помощью средств компьютерных и телекоммуникационных технологий реализуется свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всего мирового сообщества.

Одной из отличительных особенностей жизни в современном информационном обществе становится гигантское развитие средств массовой информации, особенно электронных средств. Поставленные на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно - коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. Позитивным при этом является то, что средства массовой информации способствуют углублению процесса информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение в пользу приоритетности этого процесса по сравнению с другими.

Наряду с позитивным влиянием на общество средств массовой информации существует и негативное. Прежде всего, как отмечают многие специалисты, технический прогресс в сфере массовых коммуникаций порой способствует разрушению веками создаваемых социальных связей между людьми, что, конечно, отражается на обществе в целом.


Люди в большей степени общаются не между собой, а со всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами, которые окружают их в процессе трудовой деятельности, учебы, досуга и т.п.

36

Глобализация средств массовой информации также, к сожалению, позволяет манипулировать общественным мнением, создает необходимые психологические предпосылки для формирования не всегда полезных для общества политических решений.

В заключение нужно сказать о необходимости формирования информационной культуры как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура - это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи современные технические средства и методы, в том числе компьютерные и телекоммуникационные технологии.

Информационная культура связана с социальной природой человека. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать необходимую информацию, необходимо научиться работать с информацией, основанной на коллективном опыте.

Информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется обычно в следующих аспектах:

  • - в конкретных умениях и навыках по использованию в своей работе различных технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  • - в способности применять в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • - в знании особенностей информационных потоков в своей профессиональной деятельности, в умении работать с различной информацией;
  • - в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций;
  • - в умении проводить аналитический анализ полученной и переработанной информации, делать необходимые выводы и принимать обоснованные решения.


В информационном обществе необходимо овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер.Наиболее значительные приобретения в области информационной культуры человек получает в сфере образования. Именно здесь нужно так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, широкое использование телекоммуникационных средств, обеспечивающих новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять - все это ставит перед государством актуальные проблемы по совершенствованию всей системы образования на новых современных принципах.

37

35 :: 36 :: 37 :: Содержание


Содержание раздела