Современное общество идет к глобальной информационной цивилизации, в которой информация становится «средой обитания» человека, а информационная деятельность — главным фактором общественного развития.
В этих условиях общеобразовательный курс информатики выполняет следующие основные задачи.
В плане социализации — курс должен помочь обучаемым сохранить свою личность в окружающей их информационной техносфере, помочь предотвратить скатывание к «техногенному» человеку, выполняющему действия по заданной инструкции. Это предполагает:
• получение знаний, позволяющих преодолеть психологический дискомфорт, возникающий в связи с необходимостью перерабатывать, осмыслять и оценивать огромные объемы информации;
• понимание диалектики взаимоотношения действительного и виртуального миров, умение сохранить целостность своего «Я».
Вместе с тем курс информатики должен обеспечить овладение современными информационными технологиями, которые являются необходимым инструментом профессиональной деятельности, а также необходимой ступенью для продолжения образования.
Эти задачи могут быть в значительной мере решены, если сформировать представления о ряде фундаментальных идей, которые «управляют» современным миром. Таких идей в сути только три: «формализация и моделирование», «автоматизация », « управление ».
Кратко прокомментируем эти идеи.
Идея формализации, построения и изучения моделей — основа современного научного метода. Любая наука имеет дело с моделями. Казалось бы, при чем здесь информатика? Однако еще на заре становления европейской науки Г. В. Лейбницем была сформулирована мысль, что познание сути вещей равносильно раскрытию ее внутренней формы. Одной из основных задач информатики как раз и является всестороннее изучение этих форм, то есть информационных моделей.
Вторая и третья идеи непосредственно примыкают к первой.
Цель науки, как это хорошо известно, заключается не в созерцании, а в создании механизмов управления природой и обществом.